воскресенье, 10 декабря 2017 г.

Хранители воды

Учитель: Ребята, здравствуйте! Сегодня вместе со мной вести для вас урок будет необычный гость. Я предлагаю вам попробовать отгадать, кто это. Послушайте внимательно загадку про него:
Работящий народ
У реки он живёт.
Днём и ночью лесорубы 

О деревья точат зубы.
В воду падают вершины – 

Утром вырастут плотины.
Как вы думаете, кто это? 

Дети отвечают. (Правильный ответ – бобры).


Учитель: Действительно, наш гость – это бобр.


Бобр: Пивет, я бобёр! Да, я, правда, много путешествовал и хочу поделиться с вами тем, что увидел и узнал.


Учитель: Бобры живут семьями на реках и хорошо известны тем, что перегораживают русло, чтобы образовались глубокие участки водоемов, где они смогут в безопасности построить свое подводное жилище. Но при этом мало кто знает, что бобры еще и большие путешественники. Молодые зверьки в поисках удобного места для строительства новой запруды могут преодолевать десятки и даже сотни километров, путешествуя вдоль разных рек.

 

Бобр: Мне пришлось долго искать подходящее место для строительства моего жилья.

Учитель: Нашему Бобру пришлось долго искать подходящее место для строительства своего жилища.
Путешествуя по лесам, он внимательно приглядывался к тому, что происходит в природе. Мы, люди, живущие в городе, часто не замечаем серьёзных изменений в природе, хотя они влияют не только на животных, но и на людей.

Давайте посмотрим фотографии Бобра и узнаем, почему его путешествие было таким длинным и что интересного ему удалось увидеть и узнать.
Бобёр искал красивое живописное местечко, в котором будет уютно и безопасно ему и его семейству. Но по каким-то неведомым причинам...









  


Бобр: Мне стало очень грустно и немного страшновато от того, что я увидел. Но  решил не унывать, а выяснить, что происходит, и попробовать исправить ситуацию. Но в одиночку я боюсь не справиться и предлагаю вам мне помочь. 

Учитель: Попробуем это сделать?


 Учитель:  Погода как будто хулиганит и капризничает.
Например, летом все время жарко и совсем нет дождей, поэтому высыхают леса и часто возникают лесные пожары.


 - Зимой вместо снега может идти дождь. А снег выпадает совсем не в то время, когда ему положено.
Ребята, а может вы тоже встречались с какими-то погодными аномалиями – капризами и хулиганствами? Попробуйте вспомнить, вела ли когда-нибудь погода себя странно.

(Обсуждение с детьми. Если учащиеся сами не помнят, то педагог напоминает им о том, каким было лето – засушливым или холодным и дождливым, а зима снежной или вместо снега периодически шел дождь. Возможно, в вашем регионе наблюдаются еще какие-то свои погодные аномалии – сильные паводки и наводнения, засуха, резкие перепады температуры, слишком большое или маленькое количество осадков, ураганный ветер и т.п.
2-3 минуты на обсуждение.)

Учитель:
А какая у нас сегодня погода? (Солнечно или пасмурно, сухо, дождливо,
снежно, ветрено, влажно...)
Дети отвечают.
Учитель: Погода всё время меняется, но мы можем наблюдать за ней и отмечать её особенности, чтобы знать, когда начинать сеять семена, чтобы получить урожай, когда можно купаться и загорать, а когда пора доставать коньки и санки. Есть даже целая наука. Она называется метеорология.



Учитель: Бобёр выяснил, что изменения в поведении погоды замечает не только он и мы с вами, но и другие люди в самых разных уголках мира. 











Во время путешествия он нашёл книгу, из которой выяснил, что учёные уже несколько десятков лет изучают капризное поведение погоды и даже придумали название для этого явления –глобальное изменение климата.


«Глобальное» означает, что оно происходит не где-то в одном месте, а сразу на всей планете.

Да, дело действительно серьёзное. Ну что ж, пора приступать к расследованию. И для начала давайте выясним, что же такое климат.
Учитель: Из найденной книги Бобёр узнал, что климат – это многолетний режим погоды.  

 То есть, если наблюдать за погодой много лет подряд в одном месте, то для этого места можно сказать, какая бывает температура воздуха летом, а какая зимой, в какое время года идут дожди или снег, сколько за год выпадает осадков, когда и какие дуют ветра.



Например, про климат того места, где мы с вами живём известно,что самым холодным месяцем года является февраль, а самым тёплым – июль. За год выпадает 600-800 мм осадков. Больше всего осадков выпадает летом, а меньше всего – в марте и апреле. А бывают страны, в которых круглый год лето или, наоборот, зима; почти всё время светит солнце, а осадков почти не бывает или наоборот по полгода каждый день идут дожди.

То, какой климат наблюдается в той или иной местности, зависит от многих факторов: есть ли рядом море или горы, расположена ли территория ближе к экватору или к полюсам. Наша планета очень красива и разнообразна.
Но почему же климат может меняться, причём сразу во всём мире? Море и горы ведь никуда не деваются, да и страны не переезжают с одного места на другое...


Учитель: Бобёр не зря обратился к нам за помощью. Он видит Землю только снизу, а мы можем посмотреть на неё со стороны. Давайте-ка посмотрим на неё сверху, из космоса.



Наша Земля, как и другие планеты, вращается вокруг Солнца. Оно согревает её своими лучиками. Земля расположена на очень подходящем расстоянии от Солнца – поверхность нашей планеты не слишком холодная и не слишком горячая.
Кроме того, Земля окружена воздушной оболочкой – атмосферой. Атмосфера пропускает через себя солнечные лучи от Солнца к Земле и обратно от Земли к Солнцу. Лучи долетают до поверхности Земли и нагревают её, а лишние лучи отскакивают от Земли, как мячики от асфальта, и отправляются обратно в космос.
Но как же устроена атмосфера и почему ночью, когда солнца нет, всё не покрывается льдом? Давайте попробуем рассмотреть её поближе.

Ребята, что вы видите? Есть идеи, как работает воздушная оболочка?

(Ребята отвечают. Они видят, что стрелочки на рисунке выглядят не совсем так, как на предыдущем: от некоторых отраженных лучей идут вниз и в разные стороны дополнительные новые лучики тепла светло-красного цвета. Они предполагают, как это работает, зачем это нужно.)
Учитель: Похоже, что лучи перемещаются не только от Солнца к Земле и обратно. В атмосфере как будто расставлены какие-то ловушки, которые не дают лучам сразу же вернуться обратно в космос. Они задерживают лучи и направляют часть тепла обратно к Земле – словно укрывают Землю одеяльцем, которое сохраняет тепло и не даёт ей сильно замёрзнуть.
Как интересно. Что же это за ловушки? Попробуем приблизить ещё сильнее.



Ребята, что вы видите?


Учитель: Воздух – это смесь разных газов. На нашей картинке мы видим молекулы (частички) углекислого газа. Учёные придумали для его обозначения формулу – СО2. Оказывается, эти малыши и есть те самые ловушки, которые помогают нашей Земле согреваться, чтобы поддерживать идеальную температуру, при которой на планете возможна жизнь.
Ой, здесь есть ещё одна картинка, она более новая, чем эта.




Учитель: Ребята, вы заметили разницу?
 Ой, как много стало углекислого газа! И все эти ловушки одновременно срабатывают. Это у Земли уже не одеяльце, а шуба получается. Представляете, каково это, всё время ходить в шубе? Не очень комфортно. Может быть поэтому погода и капризничает?




Учитель: Смотрите, кажется, Бобёр обрадовался. В его книге всё было написано сложным научным языком, а то, что мы заметили на снимке, помогло ему и нам во всём разобраться. Итак, Бобёр теперь точно уверен, что причина изменения климата в том, что в атмосфере Земли появилось слишком много углекислого газа. Этот газ удерживает тепло, чтобы планета не замёрзла, но когда его слишком много, то Земля перегревается.

Это похоже на то, как устроен парник в огороде. 


Солнечные лучи проходят через прозрачную крышу, но обратно уйти из парника они не могут, и от этого в парнике становится очень тепло, и овощи зреют гораздо быстрее. 
Но у нас с вами в таком парнике оказались вовсе не помидоры и огурцы...


... а вся наша Земля и мы вместе с ней.
Учитель: Теперь пора выяснить, откуда взялся весь этот «лишний» углекислый газ в воздухе. Почему за последние 150 лет равновесие нарушилось?

2. Источники выбросов углекислого газа
Сейчас на каждый стол я положу набор карточек. На них нарисованы разные источники углекислого газа. Изучите карточки и разделите их на две группы. В одной будет то, как природа создаёт углекислый газ, а в другой – то, как это делает человек.
(Дети выполняют задание. Они получают карточки с картинками и сортируют их на две группы – природные источники и антропогенные источники выбросов углекислого газа.
Время на выполнение задания в группах – 3 минуты.)

Учитель: Давайте обсудим наше задание. Поднимите карточки, на которых изображены природные источники углекислого газа. Как природа создаёт углекислый газ?
Дети отвечают.  



Учитель: С тех времен, когда на Земле появились живые существа, в атмосферу 14
стал поступать углекислый газ в результате их дыхания.
Также углекислый газ выделяется при разложении отмерших остатков животных и растений.
Это два наиболее обширных источника углекислого газа, и они будут всегда, пока на Земле существует жизнь.
 

Когда происходит извержение вулкана, в атмосферу поступает много углекислого газа, но это бывает довольно редко.
Обратите внимание, что дышат не только все животные, но и все растения
  



А теперь давайте посмотрим, как люди создают углекислый газ. Поднимите карточки, на которых изображены человеческие источники углекислого газа.

Дети отвечают.


Учитель: Очень много углекислого газа выделяется в воздух от работы заводов, которые делают для человека разные вещи, и электростанций, которые создают электричество, необходимое для работы разных приборов и получения света и тепла. Человек из-за неосторожного обращения с огнём часто становится причиной обширных лесных пожаров. Во время горения древесины тоже выделяется много углекислого газа.

Самолеты, пароходы, паровозы, автомобили – всё это виды транспорта. Транспорт работает на топливе, и когда оно сгорает в двигателях, выделяется углекислый газ.
Ребята, у вас появились идеи, откуда за последнее время в воздухе мог взяться лишний углекислый газ?
Ребята отвечают.
Учитель:
Неужели количество углекислого газа в атмосфере растет по вине
человека, и планете становится жарко от всех наших изобретений?


Учитель: Бобёр говорит, что углекислый газ в природе путешествует. Его перемещения чем-то похожи на круговорот воды. 


Живые существа выделяют СО2 при дыхании и гниении, растения и океан поглощают его и удерживают, а в атмосфере остаётся достаточное его количество, чтобы планета сохраняла тепло.
В природе всё находилось в равновесии. Однако за последние 150 лет люди создали так много новых изобретений, стали добывать из-под земли полезные ископаемые и сжигать их, чтобы получать энергию.

Во время сжигания образуется очень много углекислого газа, и, похоже, что природа не может справиться сама с таким его количеством. 

Получается, что с каждым годом количество углекислого газа в атмосфере растет. И происходит это из-за активной деятельности человека.
Раз мы сами виноваты в капризах погоды, значит сами можем попробовать всё исправить.

 Учитель: Смотрите, заводу, чтобы делать необходимые для нас вещи, нужна энергия, чтобы работали разные механизмы, которые облегчают труд человека. Чтобы получить энергию, люди достают из-под земли и сжигают уголь, нефть и газ. При сжигании в воздух выделяется углекислый газ


 . Но мы же не можем закрыть все заводы, ведь тогда мы останемся без многих необходимых вещей. Поэтому директора заводов придумывают, как сделать так, чтобы вредных газов было как можно меньше.

Учитель: Вот, например, компания PepsiCo старается беречь энергию и ресурсы на своих заводах. Компания поставила себе цели, которые хочет выполнить к 2025 году – использовать меньше воды, снизить выбросы углекислого газа, избавиться от отходов.

На заводах используются разные хитрости и приспособления – приборы учёта воды и энергии, специальные установки...

...датчики, чтобы экономить свет и самое современное оборудование, которому нужно мало воды и энергии.

Когда работает оборудование, то выделяется много тепла, которое обычно не используется. А на одном из заводов придумали с помощью такого лишнего тепла плавить снег.



Учитель: Углекислый газ очень хитрый. Он только и делает, что ищет способ сбежать. А мы, сами того не зная, часто помогаем ему.
Чтобы у нас было всё самое необходимое – вещи, тепло, свет, вода в квартире – нужна энергия. Во время производства энергии газ и сбегает, высвобождается из угля, нефти и газа и прячется в воздухе, а планета из-за него перегревается.  


Каждый раз, когда мы включаем свет, открываем кран, выбрасываем ненужные вещи, углекислый газ вырывается на волю и безобразничает. Теперь, когда мы об этом знаем, пора начать его воспитывать.
3. Игра

Сейчас мы сыграем в игру, с помощью которой узнаем сами и сможем рассказать
 другим, что нужно делать, чтобы успокоить погоду. Согласитесь, трудно вести себя хорошо, если тебя всё время травят какими-то газами. Поможем погоде исправить своё поведение, а то ведь от этих капризов страдают все люди и животные.
Мы попробуем устроить ловушки «лишнему» углекислому газу. В этом нам помогут всякие регуляторы и выключатели у нас в доме, а также разные хитрости и вещицы.
Перед вами будут две картинки с домами. 




В домах есть комнаты, кухни и ванные. Жители одного дома помогают углекислому газу сбегать, а жители другого поставили на него ловушки. Сперва найдите отличия, а потом мы разберёмся, как эти ловушки устроены.
Слайд 15.
Учитель раздаёт группам поле настольной игры – по две картинки формата А3 на каждую группу. Ребята, работая в группах, находят отличия на картинках.
Учитель:
Как вы думаете, жители какого дома не дают «лишнему» газу сбегать? Ребята делают предположения.


Проверьте, все ли отличия вы нашли.
А теперь я раздам вам карточки, которые помогут узнать, как им это удаётся.

Ребята получают карточки и распределяют их вокруг игрового поля.
Учитель: Учёные говорят, что вернуть всё как было и полностью восстановить баланс уже невозможно, но вот сделать так, чтобы не нарушать его ещё больше, вполне в наших силах. Ребята, вы готовы действовать, чтобы помочь нашей планете не перегреться?




Ребята отвечают. Обсуждение, какие советы (ловушки) детям больше всего понравились, какие они хотят устроить у себя дома или в классе.
Слайд 17.
Учитель: Если мы с вами будем устраивать такие ловушки углекислому газу каждый день, то его будет не так много, а столько, сколько нужно. 



Тогда погода не будет капризничать и на нашей прекрасной планете всегда будет хорошо.
Бобёр благодарен вам за помощь, и мы прощаемся с ним до новой встречи.


Если остаётся время, то можно посмотреть мультик https://youtu.be/g2jkCesMiIE 

Комментариев нет:

Отправить комментарий